Санкции против авиакомпании «Победа»: что это значит, реакция лоукостера
Соединенные Штаты Америки внесли в санкционный список российскую авиакомпанию «Победа», объяснив такой поступок тем, что перевозчик эксплуатирует изъятые у зарубежных лизинговых компаний европейские и американские воздушные суда.
В статье расскажем, когда и почему лоукостер «Победа» попал под санкции США, какие ограничения ввели для авиакомпании, как они отразятся на пассажирах и полетах «Победы».
Когда авиакомпания «Победа» попала под санкции США и что это значит
В марте 2023 года «Победу» включили в список нарушителей экспортных правил. В пояснении к санкционному списку сказано, что компания эксплуатирует самолеты производства США и ЕС, а также что она действовала как грузополучатель при перевозке авиационных деталей из Индии в Россию при посредничестве с иранской компанией Mahan Air.
В США отметили, что вследствие нарушения «Победой» экспортного контроля и поддержки сетей обхода санкций Россия смогла незаконно завладеть самолетами и авиационными компонентами западного происхождения.
Лицензия OFAC, выданная «Победе», ограничивает проведение всех сделок с данной компанией 30 июля 2024 года.
Страны, в которые летают самолеты авиакомпании:
- Беларусь;
- Армения;
- Узбекистан;
- Киргизия;
- Турция;
- ОАЭ.
Введение санкций означает, что активы перевозчика и всех его дочерних структур подлежат блокировке, а американским юридическим и физическим лицам запрещены все виды операций с «Победой».
13 июня Канада также включила «Победу» в свой санкционный список.
Чем грозят санкции против лоукостера «Победа»: сложности для компании
Возможно ли сейчас выполнять международные рейсы? Ответ на этот вопрос дают эксперты.
Прогнозы о дальнейшей работе авиакомпании «Победа»:
- Новые санкции не окажут особого влияния на международную сеть авиаперевозчика, поскольку для обслуживания российских компаний еще в 2022 году в аэропортах за границей созданы пункты заправки, санобработки, техобслуживания воздушных судов, юридически не аффилированные с операторами аэропортов и их хендлерами. Для расчетов с поставщиками этих услуг используют национальные валюты, а вырученных от реализации авиабилетов средств хватает для их оплаты. Существует немало примеров, когда находящиеся в SDN-листе перевозчики продолжали летать на международных линиях. Сегодня, например, самолеты иранской компании Mahan Air еженедельно совершают перелеты по маршруту Тегеран – Бангкок и ежедневно – Тегеран – Дубай.
- Возможность полетов будет зависеть от отношений зарубежных стран, куда прибывают российские самолеты, с властями США. Некоторые рейсы могут сохраниться. Например, в те аэропорты, куда летают другие подсанкционные авиакомпании. Эксперты допускают, что обслуживать самолеты «Победы» будут те же фирмы, которые обслуживают иранских перевозчиков.
- Не исключено, что «Победе» придется отказаться от части или от всех международных рейсов. Ведь если Ирану несложно выполнять рейсы в ОАЭ из-за его близкого расположения, то самолету, летящему из России, придется пересечь границы нескольких государств, а значит, пользоваться услугами предоставляющих навигационное обслуживание на их территориях фирм. Лоукостер вряд ли сумеет договориться с каждой из них, а крупные аэрохабы откажутся рисковать репутацией ради пары ежедневных рейсов «Победы».
- Существует риск осложнения или даже прекращения полетов авиакомпании в зарубежные аэропорты, поскольку «Победа» может получить отказ в продолжении сотрудничества с зарубежными партнерами, особенно если между ними заключены прямые соглашения. Поскольку для партнеров это чревато вторичными санкциями.
Авиакомпания «Победа» под санкциями: что ждать пассажирам
«Победа» обладает 39 самолетами «Боинг», против которых уже давно действуют американские санкции – воздушные суда запрещено обслуживать, в том числе заправлять топливом. Но они продолжают выполнять международные рейсы: в одних странах санкции попросту игнорируют, в других обслуживанием занимаются специально созданные с непрозрачной структурой собственности компании, которым не грозят вторичные санкции.
Даже если платежи на их счета заблокируют банки, это тоже можно обойти. В худшем случае полеты будут осуществляться с дозаправкой без необходимости это делать в иностранном аэропорту. На поставку запасных частей это тоже не повлияет, поскольку существует множество альтернативных схем.
Единственная сложность, ожидающая пассажиров, – исчезновение приложения «Победы» из магазинов App Store и Google Play. Но, во-первых, его можно скачать на RuStore и других маркетах, а во-вторых, приложение легко открывается в браузере.
Реакция на санкции авиакомпании «Победа» и Минтранса
Как заявил источник в самой авиакомпании «Победа», они не планируют в ближайшее время отказываться от выполнения заграничных рейсов, невзирая на санкционные ограничения.
Министерство транспорта также не отменило международные рейсы данного перевозчика с июля и не намерено это делать.
На сегодняшний день «Победа» функционирует в прежнем режиме, совершая маршруты согласно расписанию.
Введение санкций со стороны США в отношении авиакомпании «Победа» заставило многих поволноваться, ведь это грозило прекращением полетов в зарубежные страны. Однако официальные источники заявляют, что работа перевозчика продолжается в соответствии с расписанием, и самолеты продолжают выполнять международные рейсы.