Описание, схема салона и эксплуатанты пассажирского самолета Як-42
Як-42 – российский пассажирский авиалайнер, оснащенный тремя турбовентиляторными двухконтурными двигателями 63,74 kН Прогресс Д-36. Предназначен для ближнемагистральных перелетов. Был спроектирован в 1972 году на авиазаводе ОКБ Яковлева. Спустя два года было разработано четыре прототипа, один из которых получил название Як-42. Самолет укомплектовали спаренными колесами опор шасси и стреловидным хвостовым оперением.
В 1975 года первый лайнер данной модели осуществил испытательный полет, а уже спустя два года был представлен на международной авиационной выставке в Париже. В 1980 году была получена сертификация на эксплуатацию Як-42. В этом же году состоялся его первый официальный вылет.
С 1977 года лайнер этой модели был поставлен на серийное производство, которое происходило на Смоленском авиазаводе на протяжении 4-х лет. Параллельно сборка первого российского турбовентиляторного самолета происходила на Саратовском заводе, где и продолжался серийный выпуск модели вплоть до 2003 года. За годы производства было выпущено 194 самолета разных модификаций.
На сегодняшний день пассажирский Як-42 находится в эксплуатации нескольких авиакомпаний СНГ, выполняющих на этом лайнере рейсы внутреннего направления. В статье мы расскажем о ближнемагистральном трехдвигательном пассажирском самолете Як-42, его версиях и модификациях, какие авиаперевозчики его используют, рассмотрим схему компоновки авиасудна и определим самые хорошие места для комфортного полета.
Летно-технические характеристики и схема салона Як-42
Узкофюзеляжный ближнемагистральный самолет Як-42 имеет небольшой корпус длиной 36.3 м. Общий диаметр фюзеляжа – 3.8 м. Ширина пассажирского салона – 3.6 м. Максимальное количество посадочных мест – 120.
Крейсерская скорость авиасудна – 700 км/ч, максимальная – 810 км/ч. Дальность полета при полной загрузке – 2900 км, высота полета – до 9100 м.
Авиапроизводитель выпускал пассажирские самолеты Як-42 с салонами двух компоновок: на один класс обслуживания эконом, вмещающий 120 человек, и двухклассовое деление салона на 100-104 посадочных места.
Схема салона Як-42
В пассажирском самолете несколько туалетных комнат, кухня и технические помещения для персонала. Отличительной особенностью лайнеров линейки Як является оборудованный в хвостовой части авиасудна пассажирский трап встроенного типа. В самолетах также имеются аварийные выходы.
Где лучше сидеть в самолете
В лайнере Як-42 есть места с расширенным пространством для ног. По отзывам пассажиров, они являются наиболее удобными для перелета. В салоне с одним классом обслуживания такие кресла установлены в 1 и 7 ряду. В салоне двухклассной компоновки местами повышенного комфорта считаются кресла бизнес класса, расположенные на большом расстоянии друг от друга, а также посадочные места на 7 ряду (первый ряд экономичного класса).
Кресла с увеличенным шагом пространства также оборудованы возле аварийных люков. Например, в лайнере с двумя классами обслуживания они находятся на 14 ряду. Здесь могут комфортно разместиться пассажиры, не относящиеся к категории «особых». По правилам авиаперевозчиков, кресла у аварийных люков не могут занимать беременные женщины, пассажиры с маленькими детьми и животными, иностранцы, пенсионеры, несовершеннолетние дети, путешествующие без взрослого сопровождения, а также люди с ограниченными возможностями.
В пассажирском салоне лайнера Як-42 также имеются неудобные места для перелета. Как правило, они находятся перед аварийными выходами и на последних рядах салона. Основной недостаток таких сидений – заблокированный механизм опускания спинки. Пассажирам, путешествующим на этих местах, приходится проводить весь авиаперелет в вертикальном положении.
Самыми неудобными в Як-42 считаются кресла, установленные на последних рядах. За ними находятся туалеты, поэтому здесь преобладает шумная атмосфера, создаваемая другими пассажирами рейса, собирающими очереди в туалет.
Самые неудобные ряды в салоне Як-42:
- В салоне с компоновкой на 120 посадочных мест – 6, 13 и 20 ряд.
- В салоне на два класса обслуживания – 7, 13 и 20 ряд.
Чтобы провести комфортный авиаперелет в самолете данной модели, пассажирам рекомендуется заранее бронировать самые удобные места в салоне. Эту услугу предоставляют многие перевозчики за дополнительную оплату. Предлагаем также ознакомиться – онлайн бронирование билетов на самолет без оплаты.
Статьи о других авиалайнерах со схемами салона:









Авиакомпании-эксплуатанты Як-42
По состоянию на 2018 год, российский пассажирский авиалайнер Як-42 находится в эксплуатации нескольких перевозчиков, использующих эту модель для внутренних авиалиний.
Компании-эксплуатанты Як-42:
- Российская авиакомпания Ижавиа содержит в парке авиации 8 самолетов.
- Региональный авиаперевозчик КрасАвиа, осуществляющий перелеты по Сибири и Дальнему Востоку, эксплуатирует один самолет данной модели.
- Российская авиакомпания Лукойл-Авиа.
- Крупный коммерческий оператор, осуществляющий VIP и чартерные рейсы – Sirius-Aero.
- Авиакомпания Excellent Glide, осуществляющая VIP-перевозки по Казахстану и за его пределами.
- Казахстанский авиаперевозчик Avia Jaynar и другие компании.
Модели и модификации Як-42
За годы производства ОКБ Яковлева выпустили самолеты ЯК разных модификаций. Базовой версией стала модель Як-42. В 1993 году была построена доработанная версия в единичном экземпляре – Як-42А.
Модернизированный вариант с увеличенным запасом топлива – Як-42Д был поставлен на серийное производство. В дальнейшем вышла усовершенствованная версия Як-42Д-100 с бортовым радиоэлектронным оборудованием в оснащении.
Для геофизического мониторинга атмосферы под заказ был выпущен борт-лаборатория Як-42Д «Росгидромет». Еще одной летающей лабораторий, созданной в целях испытания турбовентиляторного двигателя модели Д-36, стал самолет Як-42Е-ЛЛ.
Другие модификации модели:
- Як-42М – модернизированный лайнер, оснащенный цифровым пилотажно-навигационным комплексом;
- Як-42Ф – эта модель была создана для аэрофотосъемки;
- Як-242 – глубоко модернизированный лайнер, оснащенный 2 двигателями ПС-92А12.
Сегодня самолеты российского производства Як-42 не конструируются, что связано с банкротством Саратовского авиазавода. Из-за его закрытия компании, эксплуатирующие данную модель на своих авиарейсах, не получают техническое сопровождение для ремонта обслуживающих бортов. По мнению специалистов, самолеты этой линейки будут списаны с авиапарков в ближайшие годы.