Могут ли узаконить овербукинг в авиакомпаниях: что это значит для пассажиров

2 060
Актуальное 2023 Могут ли узаконить овербукинг в авиакомпаниях: что это значит для пассажиров

Бронирование билетов на самолет – процедура, которой стоит озадачиться заблаговременно. Причем чем раньше, тем лучше. Это позволяет планировать путешествие, выбрать оптимальное место для посадки на борту, а также сделать транспортировку по воздуху максимально комфортной. К сожалению, бронирование и выкуп летного документа – не панацея от всяких неурядиц. Например, нередки случаи, при которых пассажирам не достается мест на лайнере, хотя он оплатил билет по выбранному маршруту.

В статье расскажем, почему российские турфирмы призывают рассмотреть закон об овербукинге в авиации, какие изменения необходимы, что сейчас делать пассажирам, которые не попали в самолет.

Штраф за овербукинг S7: за что и как наказали авиакомпанию

Российские авиакомпании часто «грешат» так называемым овербукингом. От этого могут пострадать не только пассажиры, которым было испорчено путешествие, но и сам перевозчик. Например, с подобными санкциями столкнулась компания S7. Она использовала овербукинг.

В январе 2024 года стало известно, что после проверки исполнения законов о защите прав потребителей компанию S7 Airlines («Сибирь») оштрафовали. Сумма взыскания составила 30 000 рублей. Такое «наказание» получил авиаперевозчик, который отказывал в транспортировке пассажирам с билетами из-за нехватки мест.

К ответственности S7 привлечена по инициативе Новосибирской транспортной прокуратуры. Штраф имеет административный характер. Он выписан за неисполнение действующих и актуальных условий договоров воздушной транспортировки.

Прокуратура также отметила, что в июле прошлого года «Сибирь» незаконно отказала в оказании услуг 7 пассажирам. Они летели из Москвы в Читу и Улан-Удэ. Отказ произошел из-за того, что количество мест на борту оказалось меньше, чем количество проданных билетов.

Подобные ситуации отнюдь не единичны. Они встречаются время от времени у разных авиаперевозчиков – не только предлагающих внутренние перелеты, но и обслуживающих международные линии. Чтобы не допускать подобные ситуации, российские туристические фирмы призывают рассмотреть принятие закона об овербукинге.

Овербукинг авиабилетов: что это такое в авиации простыми словами

Овербукинг в авиакомпаниях – не редкость. В переводе с английского языка этот термин означает «сверхбронирование». Данное определение говорит само за себя.

Овербукинг в авиации простыми словами – это когда авиакомпании продают билетов на рейс больше, чем есть мест в самолете. Вследствие этого пассажиры могут купить билеты на лайнер, но на борт так и не попасть из-за нехватки мест.

Авиаперелеты – это всегда непредсказуемо. Все может измениться в последний момент: появляются новые пассажиры, а «старые» могут заболеть или попасть в ситуации, при которых они не могут путешествовать по выбранным маршрутам. Это влечет за собой серьезные потери прибыли. Пассажиры требуют за несостоявшиеся полеты компенсации, а это не самый лучший исход для авиаперевозчика. Чтобы возместить убытки, авиакомпании идут на овербукинг и продают билеты «с запасом». Так, если кто-то откажется или не сможет полететь, прибыль обслуживающей компании не уйдет «в минус».

Овербукинг – это то, что может произойти совершенно с любым пассажиром. Главное – наличие на руках билета. Стоимость путешествия и класс перелета здесь не имеет никакого значения. Иногда рассматриваемая ситуация возникает из-за того, что в последний момент авиакомпания по тем или иным причинам меняет один лайнер на другой, с меньшей вместимостью.

Существуют некоторые негласные критерии, по которым можно понять, столкнется ли пассажир с овербукингом.

К ним относят:

  • приобретение билета в качестве последнего покупателя;
  • прохождение регистрации в последних рядах;
  • приобретение самых дешевых билетов у перевозчика;
  • прохождение посадки последним, даже если человек зарегистрировался на рейс в режиме онлайн.

Так, если пассажир позаботился заранее о бронировании и выкупе билета, регистрации и посадке на лайнер, столкнуться с овербукингом ему не придется. В остальных случаях такая вероятность достаточно высока.

Законно ли применяют овербукинг в авиакомпаниях России

Овербукинг – это вполне распространенная практика. Она доставляет немало хлопот пассажирам, ведь на данный момент их права в сложившейся ситуации никак не защищены на законодательном уровне. Перебронирование – своеобразная страховка авиакомпании, а также метод управления доходами перевозчика.

Российский союз туриндустрии уточнил, что такая страховка является вполне оправданной, ведь международная статистика показывает, что в среднем на рейс не являются около 10% пассажиров. Это приводит к тому, что у самих путешественников риск попасть под овербукинг очень мал. Он составляет всего 1%.

Сверхлимитные продажи позволяют перевозчикам «держаться на плаву». Без них авиакомпании отправляли бы по маршрутам неполные лайнеры. Это не только привело бы к уменьшению количества рейсов по тем или иным направлениям, но и влекло бы за собой увеличение стоимости обслуживания. Для пассажиров овербукинг тоже выгоден, т. к. дает возможность снизить итоговую стоимость обслуживания.

Закон требует от авиаперевозчиков предоставить места на лайнерах всем пассажирам по приобретенным билетам. Овербукинг на текущий момент в России документально не разрешен, но он встречается. Действия авиакомпании при обслуживании пассажиров регламентированы, и не всегда их удается реализовать при «перезаполнении» салона. Это приводит к тому, что туристические фирмы и пассажиры просят принять закон об овербукинге.

Изменения в правилах овербукинга и компенсации: предложения РСТ

Российский союз туриндустрии (РСТ) сообщает, что необходимо официально узаконить и урегулировать овербукинг. Его часто применяют авиакомпании в качестве некоторой страховки от незаполненных лайнеров и убытков.

РСТ предлагает создать компенсационный механизм. Сейчас, если пассажир столкнулся с овербукингом, его права и свободы почти никак не защищены. Законодательно такая ситуация не запрещена. Одновременно с тем она никак не регламентируется законом. В конечном итоге пассажиры ничего не получают от авиакомпании, только испорченное путешествие.

РСТ призывает создать четкие и понятные для всех правила овербукинга. Опыт, который наблюдается во всем мире, показывает, что по согласию сторон в случае «перебронирования» пассажиры могут перенести рейс, а авиаперевозчикам предстоит выплачивать «пострадавшим» деньги – компенсацию.

Конечно, сейчас человек, которому не предоставили место на борту самолета по купленному билету, может обратиться в суд. Но это долгий процесс, который для путешественника редко заканчивается успехом. Люди просто тратят свои деньги, время и другие ресурсы, чтобы отстоять законные права, но выиграть удается лишь в 50% случаев.

В РСТ также отметили, что некоторые страны предлагают пассажирам, которые столкнулись с овербукингом, компенсации в размере от 400 до 800 евро. Дополнительно им предоставляется гостиница на время ожидания рейса и места в ближайшем самолете по выбранному направлению. Подобный алгоритм планируют ввести и в России.

Что делать при овербукинге в аэропорту: как отстоять свои права

Алгоритм поведения при овербукинге зависит от того, какой компанией летит человек. В России и Европе к соответствующей ситуации совершенно разное отношения. И законы – тоже.

На территории Российской Федерации отсутствует понятие «овербукинг». Если пассажир хочет потребовать компенсацию за непредоставление места на лайнере, ему нужно ссылаться на нормы о правах пассажиров при задержке или отмене рейса.

В первую очередь стоит изучить Воздушный кодекс РФ. В нем указано, что за задержку пассажиру полагается компенсация в размере 0,25% МРОТ за каждый час просрочки. Ограничения здесь тоже есть. Максимальная сумма выплаты не может быть больше 50% от стоимости путешествия. Получение средств осуществляется в судебном порядке. Добровольно авиакомпании почти никогда их не выплачивают.

Также рекомендуется рассматривать следующие варианты разрешения ситуации:

  1. Оформить возврат билета. Перевозчик обязан вернуть его полную стоимость и не взимать штраф, даже если летный документ был невозвратным. Сослаться предстоит на статью 108 Воздушного кодекса, а также на пункт 226 Федеральных правил воздушной перевозки (ФПВП).
  2. Потребовать предоставления места на ближайший рейс авиакомпании по тому же маршруту. Во время ожидания компания должна оплатить питание и напитки пассажирам. Правда, тут все зависит от времени ожидания. Если оно небольшое, питание и напитки не предоставляются.
  3. Написать претензию и потребовать возмещения убытков, которые возникли из-за невозможности путешествовать. Сюда включают оплаченные экскурсии и туры, бронь жилья, купленные билеты в рамках поездки. Все то, за что человек заплатил, но не смог получить из-за овербукинга. Для получения компенсационных выплат предстоит подтвердить понесенные расходы.
  4. Потребовать возмещения морального вреда, который нанесен пассажиру причиненными неудобствами. Для этого тоже составляется претензия. Размер компенсации морального вреда не требует подтверждения. Претензия предъявляется перевозчику в аэропорту вылета/прилета либо направляется почтой.

Если пассажир решил составить претензию и лично подать ее в авиакомпанию, необходимо составить документ в двух экземплярах. На втором перевозчик ставит отметку о получении.

Если человека не пустили на международный рейс, претензия направляется в течение полугода с даты пропущенного путешествия. Соответствующие меры прописаны в статьях 124 и 126 Воздушного кодекса.

Также при ожидании следующего рейса из-за овербукинга (или по другим причинам), авиакомпания должна:

  • организовать хранение багажа пассажиров;
  • обеспечить пассажиров напитками при ожидании не менее 2-х часов;
  • предоставить родителям с детьми комнату матери и ребенка (если несовершеннолетнему меньше 7-ми лет);
  • при ожидании следующего рейса более 4-х часов предоставить горячее питание;
  • если рейс сильно задерживается, питание предоставляется дополнительно каждые 6 часов днем и 8 часов – ночью;
  • предоставить место в гостинице, если ожидание составляет более 8 часов днем и 6 часов – ночью.

Дополнительно пассажирам предоставляется бесплатная транспортировка до гостиницы и обратно. Эти правила необходимо соблюдать каждому авиаперевозчику.

В Европе и некоторых других регионах проблема овербукинга решается немного иначе. Европейские законы предусматривают получение пассажирами компенсаций в размере от 250 до 600 евро, иногда – до 800 евро. Этот принцип прописан в регламенте в области компенсации и содействия пассажирам в случае отказа в посадке на борт лайнера.

Дополнительно при непредоставлении мест на борту самолета в Европе предусматривается размещение «пострадавших» пассажиров на ближайшем удобном лайнере, следующем по намеченному маршруту. Все расходы, включая питание в аэропорту и остановку в гостинице, тоже возмещают.

В России иногда обычные претензии не работают. В этом случае пассажирам приходится собирать доказательства и обращаться в судебные органы. К сожалению, доля удовлетворенных исков по овербукингу пока составляет не более 50% от всех обращений.

✔Внимание! Если компания-перевозчик предлагает обменять билет или сдать его, но с уплатой штрафа, это при овербукинге является незаконным действием. Для защиты своих интересов пассажир может обратиться в суд. Главное – доказать, что уплату штрафа действительно требовали.

Что такое овербукинг в самолете, разобрались. К сожалению, пока в Российской Федерации он никак не регулируется на законодательном уровне. Это приводит к некоторым проблемам. Особенно тогда, когда пассажиру было важно попасть на определенный рейс.

Сейчас для снижения вероятности овербукинга рекомендуется не только заранее бронировать билеты и выкупать их, но и своевременно регистрироваться на борт, а также проходить на посадку в самолет «в первых рядах». А еще – внимательно смотреть на изменения в законодательстве. Возможно, скоро овербукинг в России действительно будет регулироваться законом.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0784657/data/www/biletik.ru/wp-content/themes/biletik2104/footer.php on line 70