Почему на самолетах нет парашютов для пассажиров

При совершении воздушного перелета у пассажира может возникнуть вопрос об отсутствии в салоне парашютов на случай аварии. Перед полетом проводится инструктаж о правилах безопасного поведения, в котором не упоминается ни об аварийном выходе, ни о парашюте. Почему?

Семь причин для оправдания

Для ответа на вопрос имеются веские основания, которые понятны тому, кто знаком с техникой прыжков с парашюта.

К основным аргументам можно отнести 7 следующих причин.

1. Прочность авиалайнера

Надежность машины оправдана статистикой крушений воздушных суден:

  • одна авария на 20 млн перелетов;
  • в 570 воздушных катастрофах погибло всего 6% пассажиров;
  • из 50 тысяч лиц, находившихся на борту при крушении, выжило 48 тысяч.

2. Сложность механизма парашюта

Авиакомпании считают бессмысленной выдачу парашютов пассажирам по ряду причин:

  • инструктаж по использованию парашюта может занять 4-5 часов, на что требуется свободное время, имеющееся не у каждого, поэтому пассажир не сможет с первого раза правильно надеть данный аксессуар, тем более в чрезвычайных условиях;
  • парашютные лямки должны быть идеально подогнаны под тело каждого человека, что требует посторонней помощи и индивидуальных конструкций изделий (для ребенка, беременной женщины);
  • для размещения требуемого количества парашютов в салоне недостаточно места.

3. Авиационные крушения

Исходя из данных статистики, порядка 95% всех крушений самолетов происходило на небольшой высоте – при взлете или посадке. Поэтому применение парашюта нецелесообразно – он не успеет раскрыться.

4. Правила эвакуации

Успешный прыжок с парашютом можно совершить лишь с хвостового отсека самолета. Узкие проходы между сиденьями в этой части и недостаточное количество дверей не позволят одновременно эвакуироваться большому числу пассажиров салона.

5. Безопасность эвакуации

Скорость пассажирского самолета на средней высоте достигает 800-900 км/ч. Максимальная скорость, влияние которой может выдержать человек без специальной защиты, составляет 450-500 км/ч. Поэтому безопасная эвакуация пассажиров при аварии неосуществима.

6. Шансы на успешное приземление

Шестая причина отсутствия на борту самолета парашютов заключается в невозможности удачного приземления:

  • высота полета может достигать 8-10 тысяч километров, на которой для обеспечения процесса дыхания вне авиалайнера требуется кислородный баллон;
  • температура воздуха за бортом на такой высоте составляет 50-60 градусов ниже нуля, независимо от времени года. Для совершения прыжка в такой атмосфере необходима защитная одежда, исключающая переохлаждение тела.

7. Герметичность

Салон самолета во время воздушного путешествия герметичен. На высоте полета пассажирских авиалайнеров открытие двери невозможно по причине разного давления на борту и за бортом.

При разгерметизации салона на такой высоте шансы на спасение пассажиров нулевые. Они погибнут в первую минуту, не успев воспользоваться кислородной маской.

Аргументация доводов

Перечисленные причины в пользу оправдания отсутствия парашютов для пассажиров на момент крушения имеют основания. Спасти жизнь человека такая оснастка не сможет, а затрачивать огромные средства ради успокоения воздушных путешественников бесполезно и экономически невыгодно.

Что касается снаряжения сидений салона системой катапультирования, подобно военным самолетам-истребителям, такая идея не рассматривается. Для установки таких комплексов с массой одного порядка 500 кг, потребуется сократить число пассажиров до 15-20 человек, что приведет к значительному повышению стоимости авиабилета. Да и вряд ли кому из путешественников понравится нахождение во время перелета в специальном шлеме и костюме в неподвижном пристегнутом состоянии.

Отправившись в полет, не стоит беспокоиться об отсутствии в салоне парашюта, который не сможет спасти жизнь в случае аварии, лучше настроиться на удачное завершение путешествия.